Друзья, утром 17 сентября 2020 года в Боткинской больнице Москвы скончался Игорь Неупокоев (25.05.1969 — 17.09.2020).
Безалаберно-легкий, пленительно- и инфантильно-обаятельный, с сипло-удивленным, капризно-сердечным голосом,
Игорь родился в 1961 году на Урале (Краснокамск), окончил актёрский факультет ВГИК (1984), 12 лет жил в Минске, работал в театре Киноактёра, потом вернулся в Москву и основал главное дело своей жизни: Театр Простодушных (для актёров с синдромом Дауна).
В лучшее свое время театр выпускал по 4 спектакля в сезон. Гастролировал по свету, был примечен в СМИ…
В последние годы Игорь начал сдавать. Бытовые свои дела так и не устроил. Говорил: «Я — Иван дурак, и поменяться уже не смогу».
Пожалуй, он и был Главным Простодушным в своём театре..
« Творчество человека не есть требование человека и право его, а есть требование Бога и обязанность человека. Бог ждет от человека творческого акта как ответа на творческий акт Бога.» Николай Бердяев
Более 300 театров насчитывается в столице, известных и не очень, модных и непризнанных, и, каждый — со своим лицом, по своему неповторимым. Но есть среди этого множества театральных образований воистину необычная труппа — не только в Москве и нашей стране, но и для всего театрального мира. Это «Театр Простодушных», который называют социо-культурным феноменом современной России. Это некоммерческая группа, дающая спектакли в регионах и за рубежом. Здесь нет актеров в привычном понимании, основной состав — это люди с синдромом Дауна. У уникального театра нет собственной площадки — «Простодушные» играют на разных сценах. Справки по тел. 8 916 293 95 36.
«Театр Простодушных», созданный в 2000 году, стремится быть в авангарде театрального процесса, сотрудничает с театром. Doc, признан лауреатом международных конкурсов: «Протеатра», европейского фестиваля «Орфей» (Версаль), фестиваля «Доверие» в Санкт-Петербурге («Балтийский Дом»), фестиваля «Нить Ариадны», награжден премией «Акция по поддержке российских театральных инициатив» совета президента РФ по культуре и искусству, специальным призом высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот».
Актеры с проблемами здоровья и их близкие, увлеченно участвуют в общем деле, несмотря на финансовые трудности, отсутствие репетиционной базы и сцены для выступлений. Вместе с ними все радости и печали разделяют — Стас Губин, автор световой партитуры и звука, Слава Бухаров, куратор и разработчик этого сайта. Информационное обеспечение — Севиль Набиева, художник-оформитель Вера Бучкина. В становлении театра участвовала Ксюша Соколовская.
Другой театр противопоставляется тривиальному, обывательскому взгляду на мир, механически пошлому считыванию действительности. Индивидуальности этих исполнителей — колоритные, такие несовременные, даже вневременные, придают их игре исключительную художественную значимость. Сложившийся ансамбль образовался в универсальную коллективную личность, где все выступают в одном амплуа — «инженю» (франц. ingenue — «наивная», «простушка», а в мужском варианте — «простак»).
Тут сплавляются воедино элементы народного театра, символтзма и, собственно, индивидуального творчества. Эти составляющие объединяются и сочетаются в полу-профессиональных формах, потому что в строго-профессиональной сфере не может быть реализован потенциал этих исполнителей. «Простодушных» относят к направлению Арт Брют (от франц. art brut — «сырое», не-ограненное искусство) — это творческий акт в наиболее чистом его проявлении, свободным от всех установившихся влияний, как спонтанный выплеск из глубин сознания. Близкие по смыслу явления: интуитивное творчество, творчество аутсайдеров.
Обязательные признаки искусства — путешествие и встреча, странствие и сретение, возможность заглянуть в чужой неведомый мир, который создается художником — проводником первозданных смыслов. В этом контексте, «странное» находится в состоянии брют в культуре, а настоящий художник — странный, маргинальный. Но Неупокоев не ищет альтернативного или оригинального на своем пути, ибо сама идея «простодушного театра» связывает эти понятия в единый узел, где иное, сугубое — означает живое, подлинное, а качество спектакля, парадоксальным образом, определяется по актуальности истинного в нем.
В анализе любой суб-культуры важно уяснить реалии, определяющие особенности этого культурного образования. «Особый театр» не профессиональный и не любительский, это опричный театр (от русского «опричь» — особый, кроме). Участие необычных исполнителей в своих постановках Неупокоев определяет как реконструкцию двусмысленного поведения скоморохов. Это, в некоторой степени, род фолк-искусства, где выражается национальный архе-тип Ивана-дурака, который на поверку оказался счастливее своих «правильных» братьев, мыслящих банально и потому ущербных, или Емели, оригинала, пролежавшего всю жизнь на печи, но не упустившего своей удачи.
В России «Арт Брют» также набирает обороты: успех «Простодушных», как исключительного события на московской сцене, свидетельствует об этой тенденции. Выступления прессы о новом театре начинались с благоприятных откликов и доходили до восторженных. Так творческий союз из переменной величины стал постоянной, а опричная команда «Простодушных» превратилась в регулярно выступающую труппу в двух столицах и регионах: в Воронеже, Ярославле, Екатеринбурге, Иванове, Уфе, а также представляла любезное отечество — в Париже, Киеве.
В арт-новации «Простодушных» совмещаются художественная и социальная направленности и каждая самодостаточна. Неупокоев последовательно занимается апологией своих товарищей по сцене. Исследуя новые способы постановки, при помощи собственного интеграционного метода, режиссер бросает вызов привычной для публики эстетике театра. В этом сплаве осмысленного понимания бытия и наивного, почти детского, само-восприятия — может открыться цельная картина мира. И это не просто театр, а больше чем театр, тут художественными средствами осуществляется апостольство инако-одаренных, это «территория иных возможностей».
Важнейшей целью реабилитации этих артистов является их интеграция в отечественную культуру. Все участники «Театра Простодушных», которые еще вчера признавались изгоями общества, воспринимают свои выступления на сцене — как миссионерское задание и призвание. Этот театр, как продукт маргинального искусства, оставаясь в оппозиции к доминирующей культуре, при этом, стремится вписаться в нее, выйти из подполья. Исключительное значение в процессе адаптации этих исполнителей придается их выступлениям перед широкой публикой. Развитие этого уникального проекта послужит преодолению негативного отношения к людям с интеллектуальной недостаточностью, осознанию гражданским сообществом ответственности за своих «слабых» членов, и, в результате, становлению в России «общества без лишних людей».