“Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей, даже Бога… Но в искусстве обмануть нельзя.” Антон Чехов
В эпиграфе есть чисто чеховское недоразумение. Конечно, человеку не дано обмануть Бога , но художник порой преувеличивает, утверждая свою правду. Может, метод «Театра Простодушных» покажется кому-то примитивным в сравнении с реалистическим театром. Да, исполнение здесь может быть архаичным, однако в примитивности есть значение первичности как природного выражения еле уловимых древнейших переживаний и ощущений. Но надо суметь понять эту неловкую игру, обращенную к самому естеству человека. На таком глубинном уровне возможно общение между людьми разных культур и суб-культур.
Никакой рафинированности, изощренности нет у исполнителей с синдромом Дауна, это им и не нужно. И зрителю может показаться, что он попал в какую-то любительскую студию, но, так или иначе, ему захочется хоть немного побыть в этом чудном мире, который удалось создать этим простодушным артистам. Они искренни. Всматриваясь в их органику, неизбежно попадаешь под их обаяние, заражаешься таким невинным взглядом на жизнь, не испорченным никакой заумью. И пусть технического совершенства совсем нет в их работе, зато есть очарование естественности, редкостной доверчивости. Если нет открытости и искренности — нет и искусства, будь хоть трижды “правильно” сделанное ремесло.
Сценический опыт вечных детей, как «потешников-простаков», выходит за рамки банального актёрского ремесла. Поиск здесь ведётся в направлении реконструкции карнавального представления, где всё держится на пародировании устоявшихся театральных норм, создающемся тождестве комичного и трагичного, тут все вместе: и радость игры, детская непосредственность и житейская ограниченность.
Владение художественным языком — инструментом культуры — определяется специальными навыками и возможностями. Однако все более очевидным становятся негативные оценки узко-профессионального искусства — как умения пользоваться определенными приемами. Установка на непрофессионализм в искусстве имеет глубокие корни, связанные со спецификой культуры 20 века. Мы говорим о народном начале «Театра Простодушных» и синтезе профессионального и непрофессионального в искусстве.
Эти исполнители творят себя в блаженстве страждущей души, подобно скоморохам — подлинным смехо-творцам, без хитростей и уловок, которыми владеют их искушенные коллеги — профессиональные артисты. И если соизмерять их усилия с ранними формами искусства, (например, пляска — как священно-действо), следует отметить, что в этих сценических композициях соединены две формы действительности: блажные участники заняты игрой как таковой, а постановщик — собственно театром. Игра и искусство — связаны, но не тождественны, и нет надобности подтягивать исполнителей к стандартам актерского ремесла, а им не нужно вникать в художественную концепцию спектаклей.
После многолетней работы, состав участников закрепился и компания страждущих людей оформилась в счастливую артель, играющую — не для корысти, а «сердца ради». Все их выступления , в чем-то сродни нелепым, почти шутовским игрищам, когда все «не в заправду» на первый взгляд, а потом оказывается, что всерьез. Такие устремления связаны с наложением на «серьёзноё» искусство — весёлой стихии, идущей от типажей участников, которые существуют на сцене своеобразно: не как в классической или современной драме, а как в фольклорном действе.
Понятие «Театр Простодушных» включает в себя адаптированные формы народного театра, элементы искусства символизма и самодеятельного творчества особых артистов — это выражено уже в самом названии театра. И хотя жанровые формы тут почти не изменились, меняется их содержательно-идейная составляющая. «Непростые люди», и по сути анти-актеры, выступая в непривычной для них роли, привносят в строго-культурное произведение свое про-начало. Являясь пред публикой в откровенной художнической провокации режиссера, они демонстрируют себя в ипостаси дураков-забавников, успешно конкурируя в этом с обычными актерами — профессиональными притворщиками.
Тут все искания, в значительной мере, обусловлены наитиями Гоголя, очень чуткого к малому и великому в жизни человека. Он знал самые потаенные смыслы вольного славянского начала и Евангельского откровения, как укоренной глубоко в душе радости общения со Христом. В соединении образцов литературы и наивных приемов этих игрецов, неотделимы содержание от формы, накрепко переплетенных в универсальном театральном зрелище. Когда каждый спектакль — смесь радости и торжества, общих для зрителей и исполнителей, как живой отголосок ушедшего в небытие праздника, свободного от любых видов идеологии.
Так в практике «Простодушных» актуализируются нео-архаические устремления отечественного искусства. Движения большой культуры всегда разно-векторны, они состоят из положительно-организованного влияния и того, что называют фольклорным наследием, а также, некоего их суррогата и других пост-модернистских новаций. Общее национальное развитие происходит на поле взаимодействия очень различных направленностей. Успех «Театра Простодушных», во многом, обусловлен этим сочетанием характерных черт современного искусства.
Ведущим признаком любого плясания, причитания или рисования является «синкретизм», генетическое отличие которого в неотделимости художественного действия от общей творческой активности человека, а также, в неясности границ искусства. Выступления «Простодушных», в этом смысле, есть синкретическая разновидность усилий участников, под которой надо понимать единство художественного и вне-художественного восприятия жизни.
И пусть речь простецов- исполнителей невнятна и груба, а движения заторможены или, наоборот, слишком резкие — ну, просто инструкция “Как не поступить в театральный институт”. Однако предельная безыскусность такого исполнения может увлечь зрителя сильнее, чем игра актеров с виртуальной пластикой и поставленными голосами. В их наивных исполнительских усилиях проявляется новое качество искусства, устремленное к постижению границ театральной специфики.
1 комментарий на запись «Метод»
Оставить свой комментарий:
Чтобы оставить комментарий, вам нужнозалогиниться.
Комментарий оставлен 26/04/2015 г. в 17:09 ч.
Был на «Бесовском действе» 22 апреля 2015г. Счастлив, что увидел ваш театр и ваших актеров. Все — Правда!