Запись опубликована в рубрике Пресса. Вы можете отслеживать коментарии к данной записи через RSS 2.0
Автор: Алла Архангельская
Источник: газета «Сегодня»
ИДЕТ репетиция. Инсценировка «Повести о капитане Копейкине» Гоголя. Очень необычная репетиция. Потому что актеры — люди с синдромом Дауна (СД). «Дауны», как обидно называют их в просторечье. Кто они? Вовсе не больные, как думают многие. Просто люди с одной лишней хромосомой. С некоторыми нарушениями в интеллектуальном развитии.
По сцене к капитану Копейкину вразвалочку направляется сердитый генерал. Грозно сдвигает брови и выпаливает в лицо Копейкину: «Что вам угодно?!» Всем страшно. В жизни этот генерал, сорокалетний Дима, никогда бы не смог ни на кого закричать. Дома он сочиняет стихи про любовь и одиночество и вообще является воплощением доброты и кротости. Как и все люди с СД.
Ставит спектакль Игорь Неупокоев. В 1984 году он закончил ВГИК. Это его вторая работа с актерами-СД. Как-то в доме отдыха Игорь оказался вместе с несколькими семьями, в которых были дети с синдромом Дауна, и поставил с ними «Дюймовочку». Играли все — и дети, и родители. Те, кто совсем не мог говорить, играли жуков, рыб, бабочек. Тогда Неупокоев и обратил внимание на особую пластичность этих людей, их удивительную безыскусность. Желание помочь им соединилось с художественным поиском. В результате появилась экспериментальная драматическая мастерская «Театр Простодушных», в которой стали заниматься дети и взрослые из «Ассоциации Даун Синдром».
«Театр Простодушных» — это попытка познакомить человека с синдромом Дауна и человека с улицы. Люди увидят других людей. В чем-то менее способных, а в чем-то и более. Ведь актер с СД — не совсем актер. Он не задумывается о перевоплощении, не пытается сделать свой образ правдивым и искренним. Он может плохо говорить или двигаться, но если на сцене такой актер смеется или плачет, то зритель не может не страдать и не радоваться вместе с ним. И пьесу Неупокоев выбрал не случайную. Капитан Копейкин, бедняга-инвалид, одноногий и однорукий. Он надеется получить помощь от государства, за которое пострадал, и сталкивается с безразличием и унижением. В общем, ситуация знакомая.
Самый известный случай успеха актера с синдромом Дауна — случай Паскаля Дюпена, получившего «Оскара» за лучшее исполнение мужской роли в бельгийском фильме «Восьмой день». А в России в 1994 году Борис Юхананов снял фильм «Неуправляемые ни для кого», в котором актеры с СД рассказывают и показывают евангельские сюжеты. Люди с нарушением интеллекта могут быть и музыкантами, и художниками, и спортсменами, и актерами. Конечно, если дать им такую возможность.
Работа на репетициях очень своеобразна: люди с СД по психофизическим качествам — «антиактеры». Они медлительны, часто плохо говорят, не остры в реакциях. Приходится по многу раз объяснять одно и то же движение, фразу. Но недостатки окупаются удивительной выразительностью. Когда капитан Копейкин произносит: «У меня нет денег даже на хлеб!», он плачет. Плачет Копейкин, плачет простодушный актер, которому жалко Копейкина, плачет зритель, которому жалко обоих. Потому что это правда: денег нет ни у горемыки-капитана, ни у исполнителя.
Искусство ли такой театр? Театр ли вообще? Наверное, да, но какой-то принципиально иной: бесконечно простой и бесхитростный. По словам Неупокоева, это «театр огромного преодоления». Невероятный труд актеров, их родителей и режиссера останется за кулисами. На сцене появится только пронзительное и необычное художественное действо.
У «Театра Простодушных» есть и противники, которые считают глумлением выпускать таких людей на сцену, на обозрение публики. Но стоит побывать на репетиции и увидеть, с какой радостью играют артисты, становится очевидным — им это нужно и важно.
Репетиция продолжается. Капитана Копейкина соблазняет привлекательная англичанка. Девушка танцует под пение Эллы Фицджеральд. А потом она и Копейкин стоят, взявшись за руки. Они сосредоточенно и очень по-детски смотрят на режиссера. Оба — маленькие и беззащитные.